Болден Чарлз БаддиБолден (Bolden) Чарлз Бадди (1868, Новый Орлеан, шт. Луизиана — 4 ноября 1931, там же; по другим данным, Джексонвилл, Луизиана), американский джазовый музыкант (контрабас). По профессии парикмахер, в свободное время занимался музыкой. Вначале играл на аккордеоне, купленном у старьевщика, затем самоучкой освоил корнет. При парикмахерской держал бар, в котором собирал знакомых негритянских музыкантов. Кроме того, был издателем и редактором бульварного листка The Cricket. В 1893-1907 возглавлял созданный им оркестр Buddy Bolden Ragtime Band — первый значительный негритянский джаз-бэнд классического периода. Поначалу в его составе играли в основном музыканты-любители, в последующие годы участниками его оркестра стали профессиональные музыканты, среди которых, например, был Кид Ори (после 1905). Репертуар состоял из регтаймов, блюзов, маршей, танцев, пьес, исполнявшихся на парадах, карнавалах, вечеринках, свадьбах и похоронах. Болден выступал и в других нью-орлеанских бэндах. В 1907 из музыкантов болденовского оркестра сформировался новый джаз-оркестр Eagle Band, занявший одно из ведущих мест. Болден, переживший в 1906 серьезное психическое расстройство, с 1907 находился в лечебнице в течение более 20 лет, где и умер в забвении. По другим данным, Болден гастролировал в 1908 с менестрельной труппой в Нью-Йорке; есть также заявления "очевидцев" о том, что в конце Первой мировой войны он проживал в Новом Орлеане с матерью и сестрой, а затем был вторично помещен в психиатрическую больницу. Записей его исполнения не сохранилось (первые джазовые грампластинки появились в 1917). Легендарная личность в истории джаза, Болден принадлежал к числу первых известных негритянских джазменов. Со своим оркестром он осуществил переход от архаического стиля к классическому. Создал характерный тип нью-орлеанского джаз-бэнда (корнет, тромбон, один-два кларнета, струнный или духовой бас, гитара, банджо, ударные) со строго определенными функциями каждого инструмента, сформировал ритм-группу в джазовом ансамбле. Оказал огромное влияние на следующее поколение музыкантов классического джаза (особенно на Банка Джонсона, Кинга Оливера, Ф. Кеппарда, Кида Ори, Сидни Беше, отчасти — Луи Армстронга, который слышал Болдена еще в детстве). |
|